Воскресенье, 19.05.2024, 04:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Школьное МО учителей физики, химии, информатики и биологи...

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [1]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Научно - исследовательская деятельность учащихся
    Научно-исследовательская работа

    В настоящее время учащиеся, заканчивающие наши школы, насыщены различными знаниями, но при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление работы школы, предусматривающее участие учащихся в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учеников умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.

    Научно-исследовательская (творческая) работа учащихся – это целенаправленная и результативная работа ребят, которая проводится под руководством учителя. Научно-исследовательская работа определяется тремя обязательными признаками:научной новизной;

    - практической значимостью;

    - эффективностью.

    Научная новизна НИР характеризуется получением новых знаний о человеке, природе, технике, историческом событии, расширением и углублений этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений. Исследовательский характер НИР определяется применением при их выполнении общенаучных (логико-математических, системно-структурных, вероятностно-статических) и специальных лабораторных, полевых, натурных, социологических и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей НИР и направлена на всестороннее развитие личности и выявления ее творческих возможностей.

    Классификация творческих работ:

    Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. 

    Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

    Реферативные и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. 

    Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

     Основные категории исследовательской работы

    Проблема исследования, как категория, предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы со студентом, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

    Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

    Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

    Правила выбора темы

    -Тема должна быть интересна учащемуся, должна увлекать его.

    -Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

    -Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

    -Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в установленные сроки.

    -Преподаватель тоже должен чувствовать себя исследователем.

    Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

    Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

    Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования. Их определение позволит ученику более экономно и с большей целеустремлённостью собирать материал и обрабатывать его.

    Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д.

    Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

    В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

    Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

    Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными словами методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.

    Основные этапы исследования:

    -Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.

    -Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).

    -Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

    -Четвёртый этап – контрольный.

    -Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

    Не менее важным является и умение представить результаты своего исследования на публике, рассмотрим несколько моделей защиты исследовательской работы.

    1. "Классическая”. Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:

     1. тема исследования и ее актуальность;

     2. круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;

     3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);

     4. основные выводы по содержанию реферата.

    2. "Индивидуальная”. Раскрываются личные аспекты работы над работой:

     1. обоснование выбора темы;

     2. способы работы над темой;

     3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

     4. личная значимость проделанной работы;

     5. перспективы продолжения исследования.

    3. "Творческая” защита предполагает:

     1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;

     2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;

     3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части работы и др.

    Категория: Статьи | Добавил: irina (15.12.2012)
    Просмотров: 1489 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: